Такое понятие как конфликт изучается психологами уже достаточно долго. Тем не менее, далеко не все умеют смотреть на конфликты с точки зрения психологии, а тем более предпринять правильные действия для их решения. В этой статье мы расскажем вам, что думают по этому поводу учёные.
При контактировании с другим человеком у нас не только складывается своё впечатление о собеседнике, но и мы производим на него какой-либо эффект. Это состояние называется перцептивной стороной общения и играет очень важную роль в общении между людьми.
Некоторые обладают способностью влиять не только на чувства, эмоции и поведение, но еще и на установки, мотивы и ценности других. Такая способность предполагает умение хорошо ориентироваться в людях, тонко чувствовать и понимать их, использовать наиболее уместные и эффективные способы воздействия. Как правило, такими задатками обладают лидеры. Они могут задать определенный настрой не только партнеру по общению, но и целой группе, создавая в ней определенный психологический климат и объединяя ее членов, вдохновляя их на достижение общей цели.
Функция лидерства в интерактивной стороне общения
В упрощенном виде это можно представить как цепочку их реакций на действия друг друга. Поступки одного человека вызывают реакцию второго, а он в свою очередь тоже отвечает определенным образом и опять воздействует на поведение партнера своим поведением. В результате изменяются настроения и поступки всех участников совместной деятельности и общения.
Причем взаимодействие людей это не только их поступки, направленные на достижение какой-то общей цели, это еще и действия, направленные друг на друга. Участвуя в любом общем деле, люди неизбежно оказывают влияние на эмоции и поведение своего партнера или партнеров.
Интерактивная составляющая как взаимное влияние участников общения
Во втором эффективная совместная деятельность не возникает. Участники общения явно или скрытно враждуют, соперничают или конфликтуют, не вступают в близкие отношения и не действуют сообща.
В первом случае людьми достигаются соглашения, которые объединяют их и сближают, стимулируют их совместную работу.
Общаясь, каждый человек преследует определенную цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат и, как правило, связано с деятельностью, направленной на его достижение. И в этой деятельности, в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества. Иначе их можно назвать кооперацией и конкуренцией, согласием и конфликтом или приспособлением и оппозицией. В любом случае речь идет о двух противоположных видах взаимодействия.
Виды взаимодействия
Иногда эти составляющие можно встретить под другими наименованиями. Например, коммуникативный аспект называется коммуникативно-информационным, перцептивный аффективно-коммуникативным, а интерактивный компонент общения регуляционно-коммуникативным. Понятно, что при этом смысл и назначение каждой из перечисленных функций сохраняются люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.
Интерактивная же сторона общения заключается в обмене не только информацией, но еще и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность. Именно так и проявляется интерактивная функция общения.
Перцептивная - характеризует их восприятие друг другом в процессе общения. В результате этого восприятия возникает взаимопонимание и взаимодействие людей.
Коммуникативная составляющая подразумевает коммуникацию в узком смысле слова, т.е. касается исключительно обмена информацией между собеседниками.
Характеристика компонентов общения
Общение крайне важная часть человеческой жизни. С его помощью люди могут удовлетворять свои главные потребности и выражать отношение друг другу, действовать сообща и ставить большие совместные цели. Поэтому общение всегда представляло немалый интерес для исследователей. Изучая его структуру, они выделили коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения.
Интерактивная сторона общения
Саморазвитие Cамосовершенствование Личностный рост
Интерактивная сторона общения
Комментариев нет:
Отправить комментарий